Церкви в обмен на мечети и баню: Патриархия недоумевает по поводу переговоров правительств Грузии и Турции
Министерство культуры Грузии раскрыло детали договора с турецкой стороной, согласно которому в обмен на реставрацию христианских храмов на турецкой территории в Грузии будут открыты две мечети. Патриархия Грузии выступает категорически против и требует, чтобы переговоры были продолжены. Об этом сообщает Эхо Кавказа.
Памятники средневековья в опасности: небывалые морозы и снега могут нанести серьезный ущерб недействующим церквям в Турции (напомним, что речь идет об армяно-халкидонских храмах, на которые претендует Грузия). Некоторые из них сохранились почти полностью, другие находятся в разной степени разрушения. Последствия ударов стихии усугубляют и политические бури: грузинская Патриархия протестует против решения официального Тбилиси открыть турецкие мечети в Грузии в обмен на восстановление храмов в Турции. В официальном заявлении Патриархия призвала повременить как со строительством новой мечети Азизие в Батуми, так и с восстановлением мечети в Ахалцихе. Церковь требует, чтобы ей дано было право полноценного участия в переговорах. Глава пресс-службы Патриархии Грузии епископ Давид Шарашенидзе фактически выдвинул сегодня ультиматум:
«Если эти условия [участие Патриархии в переговорах] по каким-то причинам неприемлемы для Турции, то и для нас неприемлемо спасение Ошки и Ишхани взамен на строительство в Батуми мечети Азизие, которая является напоминанием о тяжелом прошлом нашей страны. Это искусственно создает напряжение между христианами и мусульманами».
Состояние упомянутых епископом храмов Ошки и Ишхани вызывает наибольшие опасения у сотрудников Министерства культуры и охраны памятников Грузии. Храм Ошки был построен в X веке и ни разу с тех пор не реставрировался. Купол памятника может обрушиться в любое время. В этом случае будет утрачен уникальный исторический памятник, гласит заявление министерства, опубликованное сегодня в ответ на претензии Патриархии.
Грузинский искусствовед Давид Хоштария, в прошлом году лично оценивавший состояние храмов на турецкой территории, уверен: их можно спасти, но реставрационные работы должны быть проведены незамедлительно – в течение ближайших месяцев:
«В Ошки катастрофическое положение. Храм может не пережить эту зиму. Если этим летом мы начнем хотя бы частичные восстановительные работы, то еще возможно будет что-то спасти».
Главным образом недовольство церкви и части грузинского общества вызвано строительством мечети Азизие в Батуми – ответный, (слишком широкий, считают многие) жест Тбилиси на решение Анкары открыть допуск к храмам в Турции. Азизие – турецкий султан, завоевавший в свое время территорию Аджарии. Мечеть его имени – оскорбление исторической памяти грузин, ставших жертвами завоевания, считает лидер движения «Служи Грузии!» Мурман Думбадзе. В конце прошлого года он пообещал снести эту мечеть бульдозером, если она будет построена.
В то же время теолог Леван Абашидзе уверен: с самого начала договор между Грузией и Турцией был составлен неправильно.
«Привязывать друг к другу эти два вопроса было неверно, и в этом я согласен с Патриархией. Но ценности этих памятников настолько велики, что необходимо идти на компромисс».
Окончательного решения по этому вопросу пока нет – неизвестно ни то, когда начнется восстановление храмов, ни сроки строительства мечети в Батуми. Между тем депутат парламента Георгий Габашвили утверждает, что в Аджарии уже идет поиск места для строительства. Мечеть в любом случае придется возводить с нуля, поскольку сама оригинальная постройка XIX века была полностью уничтожена при советской власти.