В Армении предлагают заселять прифронтовые зоны зэками
Председатель правозащитной организации «23 августа, национальный альянс» Пушкин Серобян сообщил, что в настоящее время в Армении разрабатывается законопроект о заселении заключенными свободных территорий в республике.
Правозащитник считает, что оставшаяся в наследство с коммунистических времен система уголовно-исправительных учреждений давно не соответствует задачам, стоящим перед пенитенциарными учреждениями современного типа. В Армении де-факто нет системы для искупления вины людьми, совершившими преступление, утверждает он. «Мы лишаем человека свободы, а после отбытия срока заключения не интересуемся, во что он превратился в местах заключения, долгое время общаясь с представителями криминального мира и гомосексуалистами, как он приспосабливается к жизни после отбытия наказания», — сказал он.
Серобян утверждает, что в местах лишения свободы люди сходят с ума от безделья или совершают новые преступления. После отбытия 6-7 лет заключенные адаптируются к наказанию, в функциональном смысле его значение сходит на нет. Между тем они являются потенциальной рабочей силой, причем дешевой. «Давайте избавим их от этой ситуации, повернемся лицом к колонии, поможем им, чтобы они стали полезными для общества людьми, примем соответствующий закон, согласно которому они поедут со своими семьями и займут те свободные территории, которые нуждаются в экономическом укреплении», — призвал правозащитник.
При этом направлять заключенных на поселение (а по сути, предложенная новация является ничем иным, как этим хорошо известным в системе наказаний вариантом) правозащитник предлагает с семьями, что, с одной стороны, не даст «ячейке общества» разрушиться, увеличит число поселенцев. Главное же — речь, в первую очередь, идет о приграничных территориях, которые и вправду «нуждаются в укреплении». Не секрет, что в силу как социально-экономических причин, так и соображений безопасности основной отток сельского населения происходит из общин, расположенных в приграничных с Азербайджаном районах. Эта граница, как показывают многочисленные инциденты с применением легкого и даже тяжелого оружия, давно уже стала едва ли не линией фронта. Переселение, утверждает Серобян, позволит «укрепить границу со всеми ее инфраструктурами».
В свою очередь, писатель и общественный деятель Бакур Карапетян утверждает, что он «беседовал с заключенными, которые эту идею одобрили. Они рады были бы поселиться там, где укажет государство». И уже сегодня, говорит он, в различных малонаселенных зонах и на приграничных территориях можно расселить до 1000 семей. «Это, в первую очередь, стало бы актом гуманизма. Кроме того, люди оживят эти пустынные места, будут трудиться, станут полезными членами общества вместо того, чтобы по 20 лет гнить в тюрьмах», — полагает Карапетян.
В принципе, в данном предложении имеется рациональное зерно. Идея заселения отдаленных и неудобных территорий заключенными отнюдь не нова. Напомним, что именно в соответствии с таким подходом осуществлялось заселение Австралии англичанами. То же самое можно сказать и о российской Сибири, население которой до столыпинских реформ в немалой степени пополнялось за счет ссыльнопоселенцев.