Саргсян отфутболил Мишико
На саммите «Восточного партнерства», который прошел на прошлой неделе в Варшаве, демаршем отличился не только белорусский президент Александр Лукашенко. Серж Саргсян проигнорировал предложение Европейского союза о встрече в трехстороннем
формате с Ильхамом Алиевым и Михаилом Саакашвили. Похоже, ни блокада Еревана со стороны Тбилиси, Баку и Анкары, ни посулы западных политиков не способны разорвать связь армянского лидера с Кремлем.
Запутанные отношения кавказских государств давно уже стали притчей во языцех. Националистические настроения, культивируемые Вашингтоном внутри Азербайджана, Грузии и Армении, обернулись непредсказуемыми последствиями. Антироссийская кампания провалилась, а на смену ей пришли враждебные настроения друг против друга. Так, карабахский конфликт, случившийся сразу после развала Советского Союза, не урегулирован и сегодня. Нерушимость территориальных границ, на которой пытались сыграть Соединенные Штаты, обернулась крахом Ялтинско-Потсдамской системы, поскольку Баку, Ереван и Анкара по-своему понимают, где должны проходить эти границы.
Надо признать, что ни Британская империя, ни СССР, ни США не смогли добиться мира на Кавказе по одной простой причине. Каждый раз, очерчивая территории трех государств, они не могли удовлетворить какую-либо из сторон. И даже призыв Вашингтона к самоопределению привел к войнам в Нагорном Карабахе, Абхазии, а затем и Южной Осетии. Но в Белом доме не учли одного: после того как Запад отвернулся от России, ей пришлось флиртовать с исламским миром. Возможно, он несколько непредсказуем по отношению к капиталистам, зато всегда выполняет все достигнутые договоренности.
Таким образом, на Южном Кавказе у России есть три партнера — Иран, Армения и Турция. Михаил Саакашвили считает своим лучшим другом Азербайджан и бредит о конфедерации. Ради очередного поглаживания по голове Грузия приняла участие в травле Еревана. Экономическая и дипломатическая блокада со стороны Анкары, Баку и Тбилиси должна заставить армянского лидера Сержа Саргсяна дрогнуть и пойти на компромисс, предложенный Ильхамом Алиевым и Реджепом Эрдоганом. То есть признать, что никакого геноцида армян в Османской империи не было, а Нагорный Карабах обязан отойти под протекторат азербайджанцев.
Армения, которая не имеет выхода к морю, обречена на медленную деградацию, если ситуация не изменится. Разумеется, переговоры необходимо довести до конца. Другой вопрос, какой итог будет у такого «консенсуса». Несмотря на угрозы со стороны Ильхама Алиева, что он готов разрешить конфликт военным путем, Москва четко бдит интересы стран-участниц Организации договора о коллективной безопасности. Азербайджан в ОДКБ не входит, но он является членом СНГ, чьи границы и призван защищать постсоветский военный союз. А значит, ни о какой военной интервенции — не только со стороны Баку, но и Североатлантического альянса — не может быть и речи. Этот непреложный принцип кремлевской политики в очередной раз озвучил постпред РФ при НАТО Дмитрий Рогозин накануне саммита министров обороны блока в Брюсселе: «Мы просто просим не парковать натовский танк у нашего подъезда. Это единственное, что мы просим. Для этого есть специальные боксы на военных базах».
Поэтому демарш, совершенный Сержем Саргсяном в Варшаве, когда тот отказался от встреч с главами Азербайджана и Грузии, вполне закономерен. Ереван снова продемонстрировал, что влияние прозападных настроений в стране — не более чем мечты Вашингтона и его вассалов. Изменение акцентов между армянским президентом и Михаилом Саакашвили все почувствовали еще пару месяцев назад. Несмотря на подписанный двумя странами договор о взаимной защите инвестиций и упрощенные
процедуры на границе, газовая труба, которая поставляет Армении российское голубое топливо, то и дело закрывается на «переучет», ясно давая понять, с кем господину Саргсяну необходимо дружить.
Загвоздка в том, что позиция Азербайджана, которая зиждется на поддержке Турции в вопросе противостояния с Арменией, может вскоре измениться. Привлекательность независимой Абхазии и экономическая стабильность в противовес финансовому кризису, обуявшему еврозону и Соединенные Штаты, могут заставить как Анкару, так и Баку пересмотреть свой внешнеполитический вектор. Важнейшую роль играет момент realpolitik, поскольку Баку и Москва в последнее время укрепили взаимное доверие, что следует из расширяющегося экономического сотрудничества.
Отказ Саргсяна от встреч с Алиевым и Саакашвили был не случайным. Временная передышка, которую организовал лидер Армении, дает всем сторонам в преддверии президентских выборов в России поразмыслить, куда им плыть. Ведь сам Ереван уже давно решил, что все интеграционные процессы он будет производить исключительно с Кремлем, а не с западными политиканами. Становится очевидным, что единственный игрок в Закавказье — Москва. При этом сей статус был получен с благословения французского президента Николя Саркози, который легитимизировал границы Абхазии и Южной Осетии, признав, что за ними российские войска могут оставаться в любом количестве и без определения сроков. А значит, признал способность Кремля разрубить гордиев узел этнополитических конфликтов в регионе.
Илона Раскольникова
georgiatimes.info