В РУСЛЕ МИРОВЫХ ТЕНДЕНЦИЙ
JanARMENIAN.RU — На всех этапах борьбы за воссоединение Нагорного Карабаха с Арменией, а затем и процесса создания собственной государственности карабахцы неуклонно следовали нормам закона – как действовавшего на то время законодательства СССР, так и международного права. Не случайно политические оппоненты Нагорного Карабаха так и не смогли до сих пор привести ни единого аргумента в пользу неправомерности провозглашения НКР.
ВЗЯВ КУРС НА СОЗДАНИЕ НЕЗАВИСИМОГО ДЕМОКРАТИЧЕСКОГО ГОСУДАРСТВА, руководство НКР начало предпринимать шаги по последовательному развитию процесса государственного строительства и создавать государственные институты на основе общепринятого принципа разделения властей на законодательную, исполнительную и судебную ветви. Необходимость защиты молодой республики императивно выдвинула на первый план также задачу создания боеспособной армии как основного гаранта безопасности НКР и ее народа.
В целом за историю независимой государственности НКР в республике четыре раза были проведены прямые всенародные выборы президента (1996, 1997, 2002, 2007гг.) и пять раз — парламентские выборы. Все они проходили в присутствии независимых международных наблюдателей, которые неизменно давали выборам высокую оценку как с точки зрения организации, так и процедуры голосования, отмечали их соответствие общепризнанным международным нормам и принципам демократии. Помимо президентских и парламентских выборов в НКР раз в три года проводятся выборы в органы местного самоуправления — очередные пройдут как раз в нынешнем году.
Важнейшим шагом к дальнейшему укреплению государственности Нагорно-Карабахской Республики стало принятие 10 декабря 2006 года на всенародном референдуме Конституции НКР. Принятие Основного Закона стало логическим завершением процесса провозглашения в 1991 году НКР и последовавшего за этим 15-летнего периода государственного строительства. Приняв 2 сентября 1991 года Декларацию о провозглашении НКР и 6 января 1992 года – Декларацию о государственной независимости республики, народ НКР фактически высказался за строительство основ независимого демократического государства. Не случайно обе декларации стали базисными документами и впоследствии легли в основу нынешней Конституции.
ОБОБЩАЯ ВЫШЕИЗЛОЖЕННОЕ, МОЖНО КОНСТАТИРОВАТЬ, что Нагорно-Карабахская Республика является де-факто состоявшимся независимым государством, прошедшим через сложные процессы государственного строительства в тяжелых условиях военной агрессии Азербайджана и продолжающейся внешней угрозы. В республике созданы и эффективно функционируют дееспособные органы государственной власти и управления, власть осуществляется народом посредством свободных выборов.
Альтернативы международному признанию НКР, доказавшей свою состоятельность в условиях противостояния опасному противнику, нет. Позиция карабахской стороны основана на юридической безупречности процедуры провозглашения Нагорно-Карабахской Республики. Современные тенденции образования новых независимых государств, при котором превалирующую роль все более играет основополагающее право на самоопределение народов, позволяют надеяться, что и азербайджано-карабахский конфликт найдет свое разрешение в контексте протекающих ныне процессов мироустройства.
Леонид МАРТИРОСЯН, главный редактор газеты «Азат Арцах»