НЕФТЬ И ВОДА
…если Бог и обделил Арцах углеводородами, из-за которых сталкиваются интересы крупных держав, то крохотному по сравнению с ними Арцаху он дал то, что в недалеком будущем, как предрекают ученые, станет ценнее углеводородов – воду
Нефть — не топливо; топить можно и ассигнациями.
Дм.Менделеев
Нефть и демократия не смешиваются.
Рамзи Кларк,
экс-министр юстиции США
Где нефть – там кровь. Это почти библейское высказывание принадлежит, если не ошибаюсь, одному из братьев Нобелей, известных нефтепромышленников конца позапрошлого века.
В Арцахе нефти нет, а вот кровь была. Потому что, нефть была в Азербайджане. Она и сегодня есть. Конечно, запасы ее не бесконечны, но … пока есть. И пахнет она политикой. Но мы сейчас не о политике говорить будем. Об экономике. В ее чистом виде.
Считается, что в современном мире экономикой правят энергоносители. И они же решают все экономические проблемы. По большому счету это и в самом деле так. А поскольку нефть – энергоноситель, то выходит, что без нее не обойтись.
Между тем, не все так просто. Прежде всего, потому, что запасы нефти и газа не бесконечны. Международные исследовательские центры приводят различные сроки властвования углеводородов над экономиками мира. Однако все они, в общем, сходятся в одном: в не столь далеком будущем человечество столкнется с проблемой нехватки этих самых углеводородов. И сразу же даст о себе знать так называемая Цена вопроса.
Уже сегодня страны, импортирующие энергоносители, стоят перед достаточно серьезными проблемами, связанными с динамикой цен на мировом рынке. Японская катастрофа еще более усугубила и без того сомнительное отношение к атомной энергетике, и уже многие страны предпочитают прекращение ее производства с учетом возможных опасных последствий.
Отсюда и тот неподдельный интерес к альтернативным источникам энергии, которые уже сегодня проявляют многие страны в поисках решения проблемы энергетической безопасности. Точнее, к разрабатываемым в целях решения этой проблемы программах энергетической независимости. Они, можно сказать, становятся для этих стран, лишенных собственных источников углеводородов, стратегически важными.
Арцах, как выше было отмечено, нефти лишен. И газовых месторождений тоже. Так распорядилась природа. Но та же природа распорядилась так, что в Арцахе нет недостатка в водных ресурсах. Это неудивительно, поскольку рельеф местности сложен из горных хребтов. С севера, запада и юга Арцах окаймлен высокими горами. Средняя высота над уровнем моря в Арцахе – 1100 метров. В отдельных местах вершины горных хребтов достигают отметки чуть менее 4000 метров.
Стекающие с горных вершин воды, сливаясь, образуют реки, которые текут к северу, на восток и к югу. Только основные водные артерии Арцаха – реки Тартар, Хачен и Каркар, общей протяженностью 420 километров, образуют водную поверхность площадью в 5500 квадратных километров. И это не считая тех мелких рек и ручьев, которые то тут, то там разбросаны по всей территории Арцаха и используются, в основном, для орошения сельхозугодий.
Тут следует отметить, что географически центральная часть Арцаха (территория бывшей НКАО) лишена обширных высокогорных влагозадерживающих районов, обеспечивающих бесперебойное питание рек, источников и естественных водоемов на протяжении всего года вне зависимости от колебаний климата. Основной влагозадерживающий участок, обеспечивающий водой территорию нынешней НКР, расположен на горном рельефе Карвачарского (бывшего Кельбаджарского) и Кашатагского (бывшего Лачинского) районов.
Суммарный среднегодовой сток воды рек Тартар и Хачен (соответственно 695 млн. и 136 млн. куб. м. в год), берущих начало в Карвачарском районе НКР, превышает аналогичный суммарный показатель всех рек, берущих начало непосредственно в пределах территории бывшей НКАО почти в четыре раза. Так же и суммарный среднегодовой сток воды рек Ахавно (716 млн. куб. м. в год) и Забух (723 млн. куб. м. в год), берущих начало в Кашатагском районе, превышает этот же показатель для рек, берущих начало или протекающих по территории бывшей области (1051 млн. куб. м. в год). Компенсация эта столь велика, что сегодня Арцах занимает чуть ли не первое место в мире по количеству воды на душу населения.
Так что, если Бог и обделил Арцах углеводородами, из-за которых сталкиваются интересы крупных держав, то крохотному по сравнению с ними Арцаху он дал то, что в недалеком будущем, как предрекают ученые, станет ценнее углеводородов – воду. Водные ресурсы.
Но весь парадокс сложившегося климатического и природного порядка вещей в Арцахе заключался в том, что имея достаточное количество воды в расчете на душу населения, Арцах все время испытытвал нужду в ней. Все время, пока находился в составе советского Азербайджана. Территория тогдашнего Арцаха, усеченная до пределов бывшей автономной области, всегда испытывала, особенно в ее центральной части, недостаток водных ресурсов во всех сферах ее жизнедеятельности. Политика Азербайджана во всех вопросах административно-территориального управления, в частности, в вопросах использования воды, была составной частью курса на создание невыносимых условий жизни армянского населения Нагорного Карабаха, направлена на недопущение динамичного развития экономики тогдашней области и улучшения социальной среды.
Препятствование использованию автономной областью даже имеющихся на ее территории водных ресурсов в собственных целях являлось одним из рычагов проведения целенаправленного курса общей дискриминации.
Но сегодня ситуация изменилась в корне. Собственными водными ресурсами Арцах распоряжается сам. И Цена вопроса сразу же упирается в сакраментальное – как? Как сегодня Арцах использует собственные водные ресурсы на благо собственного же государства?
В одном из исследований этого вопроса, сделанных в первые же послевоенные годы обретения независимости, можно прочитать следующее: «Государство должно создать необходимую инфраструктуру для рационального распределения и использования существующих, а также новых водных ресурсов в целях удовлетворения возрастающих потребностей НКР в питьевой воде, воде для промышленных нужд и сельского хозяйства, а также для нерасходующих сфер экономики республики – как на данном этапе, так и в долгосрочной перспективе».
То есть то, что не делалось в Арцахе советского периода, находящегося «в составе Азербайджана», должно было делаться сейчас – «на данном этапе» и «в долгосрочной перспективе».
Разделение на этапы и перспективу – не только дань технологии реализации поставленных задач. Слишком много их накопилось за годы административно-территориального подчинения Азербайджану, и справиться со всеми ими в одночасье, конечно же, немыслимо.
Поэтому в предвыборной программе третьего президента НКР Бако Саакяна в разделе «Инфраструктуры» были отмечены такие задачи, как: использование собственного гидроэнергетического потенциала и реализация программ по строительству малых ГЭС за счет государственных и частных инвестиций; последовательное улучшение управления водными ресурсами и эффективности водоснабжения; обеспечение водоснабжения населенных пунктов.
По последнему пункту особенно актуально стояла и до сих пор стоит проблема питьевого водоснабжения столицы НКР – Степанакерта. В городе с водой всегда была напряженка. Чуть ли не единственый источник питьевой воды, названный горожанами «Три крана» (по числу кранов), находился в центре города и был удобен жителям, таскавшим домой воду в ведрах. Не удивительно, что у «Трех кранов» всегда скапливалась большая очередь. Но никто не толкался, не лез вперед – разве что, кому-то надо было просто напиться, и тогда очередь сама приглашала жаждущего к воде. А старожилы, между тем, подтрунивали – то ли над собой, то ли над властями: «Степанакерт, окруженный живительными родниками, изнывает от жажды».
Впрочем, «жаждущий Степанакерт» – тема отдельная, и мы к ней обратимся попозже. Тем более, что сегодня весьма интенсивно реализуется намеченная программа по решению этой проблемы. Жаждущим Степанакерт уже назвать трудно, но и обеспеченным его водой в полной мере тоже не приходится. Словом, тема отдельная. О ней потом.
А пока о воде для иных ипостасей. Прежде всего для нужд сельского хозяйства. Как известно, аграрная сфера – это основная сфера деятельности для экономики Арцаха. Это – как данность. Если внимательно приглядеться к экономическим показателям, ежегодно предоставляемым Национальной статистической службой Арцаха, то нетрудно заметить, что примерное равенство удельного веса промышленности и сельского хозяйства в структуре ВВП республики вовсе не означает их равенство по приоритетности. Арцах – край аграрный, и этим определяется эта самая приоритетность. Горнодобывающая промышленность, конечно же, звучит гордо и престижно для маленькой страны, однако же, будем откровенны, не налоговыми поступлениями от уходящих за пределы Арцаха медных с золотом концетратов жив сегодня арцахец. А теми дарами, которые ему предоставляют поля, сады и пастбища. «Достижение самообеспечения НКР основными продуктами питания является непременным условием обеспечения национальной безопасности», читаем мы в том же документе-исследовании, составленном более десяти лет назад.
И там же: «Сельскохозяйственный сектор в силу географических и исторических факторов будет иметь приоритетное значение для НКР и в 21-ом веке». Между прочим, документ составлен со знанием дела, и на вопрос – в каком смысле аграрный сектор будет или должен иметь приоритетное значение? – отвечает следующим образом: «Соседство с государствами, имеющими развитый аграрный сектор и широкие экспортные возможности, станет серьезным вызовом становлению экономики НКР в целом». Здесь, прежде чем продолжить цитирование, остановимся и согласимся с тем, что предвидение десятилетней давности сегодня вполне оправдывается на городском рынке Степанакерта: сельхозпродукция там в основном, привозная – от зелени до овощей и фруктов. Соседний, однако недружелюбный Азербайджан, конечно же, помидоры и баклажаны Арцаху не поставляет, хотя и мог бы при иных обстоятельствах, а вот соседняя и вполне дружелюбная Армения в этом деле очень даже активна вне зависимости от обстоятельств: рынок – категория экономическая. А коль скоро это так, то и выходит, что национальная безопасность Арцаха в плане продовольствия пока обеспечивается дарами Араратской долины, а не из собственных садов и огородов, как предполагается в принципе. Но это одна сторона вопроса. Другая, экономически более выдержанная и глубоко содержательная, это ее экологическая составляющая. Поэтому продолжим цитирование: «Именно по этой причине экологическая направленность развития экономики республики с точки зрения обеспечения ее экономической безопасности в будущем будет иметь чисто практическое, а не деклоративное значение. Повсеместная организация производства и переработки только экологически чистых продуктов питания, спрос на которые в мире постоянно будет расти, могут стать одним из важных направлений экономического развития».
Перспектива заманчивая, но ведь действительность диктует другое: не до жиру, быть бы живу. Формула жизни, которая не создает предпосылок для успеха и прогресса.
А предпосылки, между тем, имеются. И для успеха, и для прогресса. Прежде всего, это наличие благоприятных почвенных и климатических условий, которые позволяют на существующих земельных фондах Арцаха достигнуть и самообеспечения основными сельхозпродуктами питания, и последующего экспорта их, скажем так, элитных видов.
Предпосылки есть, а вот веры в эти самые предпосылки, кажется, нет. Причина пока одна – слишком долго многолетняя государственная политика Азербайджана препятствовала поступательному развитию аграрного сектора автономной области как источника доходов и сферы занятости ее населения. Уточним: армянского населения, поскольку для азербайджанского населения, в большинстве своем расселившегося на благодатных землях вокруг Степанакерта, а также азербайджанских крестьян соседнего Агдамского района основным источником доходов и сферой занятости было именно сельское хозяйство. Как необходимое и единственно верное средство самореализации и самосуществования. У армян же самореализация происходила в иных сферах деятельности. Меньше всего – в сельскохозяйственной. Что в то время было вполне оправдано по многим причинам. Одна из них – те же водные ресурсы. То бишь оросительные системы. Вернее, их дефицит, чтобы не сказать отсутствие. А когда основные земельные фонды не имеют оросительной системы, то это исключает активизацию сельскохозяйственной деятельности. Аксиома. Подумать только! – с 1954 по 1988 годы, то есть за 34 года общая площадь орошаемых земель в бывшей автономной области с 21 тысячи гектаров была доведена лишь до … 25 тысяч гектаров. В год по менее чем сто гектаров.
Теоретически площадь орошаемых земель в Арцахе можно было довести до ста тысяч гектаров по состоянию на конец прошлого века. Но… только теоретически. На практике же этим теоретическим расчетам не суждено было сбыться. Даже, если бы не было войны. А война привела к еще худшему положению: 18 тысяч из тех 25 тысяч гектаров сегодня находятся на оккупированных Азербайджаном землях Мардакертского района. Остается одно: восстановить, задействовать и развивать оросительную систему Арцаха, как это и записано в правительственной программе. Это, опять же, в стратегических интересах НКР.
Недавно государственная комиссия по регулированию общественных услуг и экономической конкуренции НКР удовлетворила заявку ЗАО «Водное хозяйство» о расширении границ своих полномочий. Теперь ЗАО «Водное хозяйство» кроме Аскеранского, Мартакертского, Кашатагского районов будет обслуживать и Гадрутский район. Здесь начались работы по орошению пахотных земель из водохранилища Варанда. Согласно представленной программе, в 2011 г. в Гадрутском районе орошаемыми станут 100 га, в 2012 г. – 500 га, в 2013 г. – 700 га. Процесс пошел, а вместе с ним и появилась надежда, что карабахский крестьянин начнет вывозить свою собственную продукцию на экспорт.
Однако, если экспорт сельхозпродукции из Арцаха все еще, надо признать, за горами, то экспорт электроэнергии, которая вырабатывается благодаря тем же водным ресурсам, вполне реален в самом ближайшем будущем. Гидроэнергетика Арцаха, не только согласно статистическим данным из Нацстатслужбы, но и воочию развивается довольно ускоренными темпами.
АРЦАХ МОЖЕТ СТАТЬ СТРАНОЙ, ЭКСПОРТИРУЮЩЕЙ ЭЛЕКТРОЭНЕРГИЮ.
Развитием энергетической отрасли Нагорного Карабаха в области производства электроэнергии посредством гидроэлектростанций занимается ОАО «АрцахГЭК». Это первое и в Арцахе, и в Армении предприятие, в работу которого вовлечено население – акционерами его являются, в основном, граждане Нагорного Карабаха и Армении. Первое публичное распределение акций открытого акционерного общества «Арцах-ГЭК» было произведено весной 2009 года. Было выпущено 3 285 715 акций, на которые подписались 1 111 акционеров. Номинальная цена акции была определена в размере 1000 драм, цена продажи – 1050 драмов
В следующем 2010 году было производено второе публичное распределение акций ОАО «АрцахГЭК». По словам финансового директора компании Жана Оганесяна в 2010 году было распределено уже 1 млн 400 тысяч акций на сумму 1 млрд 554 млн драмов. Эта сумма позволит завершить строительные работы гидроэлектростанций и приступить к новым строительным работам.
Пока в Нагорном Карабахе действуют две гидроэлектростанции «Сарсангская ГЭС» и малая ГЭС «Трге-1» – вместе они обеспечивают 60 процентов потребляемой в республике электроэнергии.
Сегодня внутренний объем потребления электроэнергии в Арцахе составляет порядка 250 млн кВт/час. Значит нужно и далее развивать производство – строить малые гидроузлы на реках в соответствии с утвержденной правительственной программой. Сразу же заметим, что это не простая программа. В правительстве расчитали: общий потенциал республики позволяет вырабатывать ежегодно до 700 млн кВт/час электроэнергии
А это в свою очередь означает, что реализация разработанной правительством программы строительства малых ГЭС позволит Нагорному Карабаху не только обеспечить энергетическую независимость, но и стать экспортером электроэнергии. Идея, которая с самого начала была заложена в энергетическую программу Арцаха, сегодня получает вполне ощутимые очертания ее реальности.
Это подтверждается и теми показателями производственной деятельности ОАО «Арцах ГЭК», которыми предприятие завершило 2009 и 2010 годы. Сказать, с хорошими показателями, ничего не сказать. Так, если в 2008 году взамен предусмотренных 100 млн. кВт/час электроэнергии было произведено 97,1 млн кВт/час, то в 2009-ом «Арцах ГЭК» не только наверстал упущенное, но и добавил к нему – произвел 119,2 млн кВт/час электроэнергии.
Существенное увеличение объемов производства произошло и в 2010 году. Доходы компании по сравнению с 2009 годом увеличились на 50 процентов, а активы общества (со строительством новых мини-ГЭС) выросли на 29 процентов.
Поэтому объяснять, почему с каждым годом акционеров у предприятия становится все больше и больше, нет смысла. Растет уставной капитал Общества (сегодня он превышает 6 млрд. драм), растут доходы предприятия. Почему бы и не покупать акции? Пока 85,5 процентов акций принадлежат Правительству Арцаха, и только 14, 5 процентов – физическим и юридическим лицам. Как обещано финансовым директором Жаном Оганесяном, очередное публичное размещение акций произойдет осенью этого года. Ожидается, что соотношение между акционерами должно измениться в пользу физических и юридических лиц. На страницах газет и электронных порталов запестрели заголовки типа: «В Нагорном Карабахе раскупают акции энергетической компании», «Нагорный Карабах выставляет на открытую продажу акции своей единственной ГЭС», «Российские компании изучают энергетику Нагорного Карабаха».
Это и понятно. В 2011 году Совет директоров ОАО «АрцахГЭК» планирует получить доходы на сумму 1 млрд 457 млн 820 тысяч драмов от производства электроэнергии (более 4 млн долларов США), расходы составят 781 млн 350 тыс. драмов (около 2 млн 170 тыс. долларов США).
Еще в начале года исполнительный директор ОАО «АрцахГЭК» Ваграм Бегларян на заседании Совета директоров компании сообщил, что строительство малых ГЭС будет продолжено. Только в текущем году на это предусмотрено около 1 млрд 700 млн драмов (порядка 4 млн 700 тысяч долларов США).
Но уже в самом начале этого года была открыта гидроэлектростанция «Сюник-1», построенная, правда, на средства частного инвестора ООО «Изотоп-дельта». Что вовсе не умаляет значения и важности «АрцахГЭК» в энергетической сфере НКР. Компания продолжает строить мини-гидроэлектростанции, начало которым было положено сооружением на возвышенности у села Атерк станции «Трге-1».
В 2011 году должны завершиться сооружения гидроэлектростанций «Мадагис-1», «Мадагис-2» и «Трге-2», планируется начать строительство гидроэлектростанции «Трге-3». В перспективе (вовсе не далекой) – и «Трге-4».
Словом, малые гидроэлектростанции для Арцаха, это в своем роде бренд. Именно малыми ГЭС будет «произростать» Арцах электроэнергией. Для собственных нужд и на продажу. Флагман и держатель этого бренда – ОАО «АрцахГЭК».
Но тут самое время отдать компании должное: она не является монополистом в деле производства элекироэнергии. Недавно Государственная комиссия по регулированию общественных услуг и экономической конкуренции НКР дала разрешение еще одному хозяйствующему субъекту на производство электроэнергии в республике. Это ЗАО «Протон», которое начнет сооружение малой ГЭС «Сюник-2». Ее строительство планируется в общине Цицернаванк Кашатагского района, на реке Забуг, которая является одним из крупных притоков реки Агари, принадлежащей Воротанскому бассейну. «Сюник-2» разместится на 500 метров выше от «Сюник-1», будет иметь четыре агрегата, общая мощность которых составит 3,255 МгВт, а годовое производство составит 25 млн. 119 тыс. кВт/ч электроэнергии. В проект вложены капиталовложения на сумму более 2 млрд. драмов.
Но и это не все. Как отметил начальник Управления производственных инфраструктур при правительстве Нагорного Карабаха Карлен Петросян, водные ресурсы республики будут максимально направлены на производство электроэнергии. В планах правительства строительство гидроэлектростанций на реках Ишханагет и Каркар.
Надо ли говорить, что помимо самой электроэнергии строительство и эксплуатация гидроэлектростанций в Нагорном Карабахе создаст сотни рабочих мест. В этом также проявляется Цена вопроса по использованию водных ресурсов Республики Арцах.
Остается добавить, что все до сих пор сказанное – это всего лишь часть Национальной программы НКР по использованию водных ресурсов. Правительство уже обсудило и одобрило ее, и вскоре в виде законопроекта Программа будет внесена на рассмотрение Национального собрания НКР. В Программе затронуты вопросы сохранения и увеличения национальных водных ресурсов, применения мер по их целевому использованию, модернизации водных систем и т.д. Разработаны поэтапные – краткосрочные (до 2015 г.), среднесрочные (2015-2020 г.г.) и долгосрочные (2020-2025 г.г.) программы. Принятие подобного документа в виде закона является необходимостью, считают в Правительстве НКР.
Карен Захарян
defacto.am