Диалог двух хамов, стелющихся под Ильхамом
Заведующий отделом внешних связей администрации президента Азербайджана Новруз Мамедов дал интервью бакинскому агентству 1news.az. В самом этом факте не было бы ничего интересного, Н.Мамедов, наверное, по должности обязан это делать, если бы не откровенно хамский тон и выражения, использованные как журналистом, так и Мамедовым в адрес Президента Армении. Первый же вопрос — «Президент Армении в свойственной ему манере выступил с очередной порцией провокационных заявлений и обвинений…», и ответ — «Безусловно, нельзя ждать от выступления Сержа Саргсяна хотя бы немного логики и ощущения реальности» — ярко демонстрируют уровень журналистской и политической этики Азербайджана.
Возможно, на подобную публикацию диалога двух хамов стоило бы ответить тем же: обозвать Ильхама Алиева чопорным идиотом, а Мамедова с журналистом – бесхребетными прихлебалами. Однако стоит прочитать интервью до конца, чтобы в очередной раз убедиться в старой истине: хамство – признак воинственной безграмотности.
Н. Мамедову явно не понравилось выступление Сержа Саргсяна на Первом общеармейском съезде молодых офицеров Национальной Армии Армении. В особенности та его часть, в которой президент Армении напомнил о нахарарских и княжеских домах Армении, на протяжении веков поставлявших воинов в войско армянское, назвал офицеров носителями миссии и наследниками воинских традиций дворянства. Не понравилось по двум причинам: а) потомок кочевников, у которых в «дворяне» выбивались лишь за умение совершать грабительские набеги и рубить головы беззащитным людям, просто не способен осознать этическое, воспитательное и консолидирующее значение дворянства для нации, и б) Мамедов чутьем затравленного зверя почувствовал опасность в словах президента Армении. Отсюда его безграмотное, а потому безуспешное желание выхолостить речь президента Армении: «Армении тогда (В Средние века. – Л.М.-Ш.) на карте мира не существовало».
Не исключено, что Н. Мамедов никогда не слыхал об Анийском, Васпураканском, Карсском, Сюникском, Ташир-Дзорагетском царствах, Киликийской Армении. Не исключено, и даже простительно: его предки в IХ-ХI веках кочевали вслед за овцами по просторам туранских степей, однако вряд заведующему отделом внешних связей аппарата президента Азербайджана приличествует выпячивать свою вопиющую безграмотность.
До того, как в Переднюю Азию и Южный Кавказ перекочевали предки Мамедова, в войске Армении и сопредельных стран действительно служили практически исключительно представители дворянских родов. Крестьяне и ремесленники были освобождены от воинской повинности, их уделом были возделывание земли и производство необходимых для страны товаров. Мамедову, этого не понять: его предки считали пригодной для жизни землей лишь пастбища, а необходимые товары добывали путем набегов на поселения оседлых народов.
Судя по всему, Мамедов, как холимая его предками овца, живет одним длинным днем, а потому не имеет смысла рассказывать ему о том, что армянские дворянские фамилии зародились сорок пять веков назад. Не имеет смысла рассказывать о традициях дворянства, их преданности Родине и народу, их ратных подвигах в деле защиты Родины. Все равно, не поймет, ибо (переиначим слегка пословицу закавказских турок) откуда Мамедову знать, что такое ежевика? Так зачем же бисер метать?
Но Мамедов, как и всякий воинствующий невежда, пытается высказать свое мнение по всем тезисам речи Сержа Саргсяна. При этом старательно обходит те моменты, в которых Серж Саргсян характеризует ход и результаты бесславной агрессии Азербайджана. Вместо этого Мамедов предпочитает заявить, что «страх изнутри усугубляет противоречия в армянском обществе, для которого парад в Баку явился неопровержимым доказательством преимущества Азербайджанской Республики». Вот так, благодаря азербайджанскому чиновнику, я узнал, что живу в страхе и противоречиях.
Однако, Мамедов, кажется, уверен, что в преддверии военного парада в Баку население Армении и Республики Арцах смело с прилавков спутниковые антенны и, прильнув к экранам телевизоров, подсчитывало количество свежевыкрашенной техники на бакинском шоу. В Баку привыкли судить по себе, и просто не способны понять, что в армянских государствах относятся к Азербайджану к презрительным безразличием, а к азербайджанской военной технике – как к будущим трофеям. Придется ему напомнить плохо выученный урок – речь президента Армении, в которой, было сказано о прошлой войне «Азербайджан имел больше денег, больше техники и живой силы. Это правда, но для меня война была неравной, потому что сильный сражался против слабого, и сильными были мы».
Но, как уже было сказано, Мамедов – нерадивый ученик, и способен выучить урок лишь после примерной порки. Потому и сомневается он в мужестве и доблести армянского воина, что этот урок он, как и И. Алиев и вся администрация президента Азербайджана, предпочел прогулять. Впрочем, кажется, мы уже требуем от азербайджанских чиновников невозможного. Им привычнее шипеть и брызгать слюной из безопасного далёка.
Как в упомянутом в начале диалоге двух хамов, стелющихся под Ильхамом.
Левон МЕЛИК-ШАХНАЗАРЯН
ВОСКАНАПАТ