МАРАЗМ КРЕПЧАЛ, ГУСЕЙНОВ ВСЕ ДИЧАЛ
Сегодня азербайджанская пропаганда в лице «Резвого гуся» Гусейнова родила очередной «шедевр» алтайской мысли. После беглого просмотра которого на ум приходят слова маркиза де Сада озвученные им в романе «Философия в будуаре» :
безмозглы эти имбецилы, которые озабочены только размножением себе подобных и которые видят преступление во всем, что ведет по другому пути
Цитата эта, как никогда, точно характеризует автора сего пасквиля. Писака Гусейнов давно себя зарекомендовал как человека без моральных и этических принципов. Вот и в этот раз «Резвый гусь» не имея элементарных знаний о предмете публикует несусветную чушь, рассчитанную разве что на людей не далеких по своей натуре т.е на граждан своей собственной страны.
Начиная статью абшеронский писака, как и положено в таких случаях в Азербайджане, ставит под сомнение принадлежность Санаина армянам говоря, что
следует отметить, что монастырский комплекс Санаин на севере Армении, недалеко от грузинской границы, является спорным
К слову Санаин был построен в Ташир-Дзорагетском армянском царстве X – X I веках (См. V. Minorsky. Studies in Caucasian History. стр 102.) , где государственной религией было христианство исповедуемое Армянской Апостольской Церковью ( См. Robert H. Hewsen, Armenia: A Historical Atlas стр 72). Но это ни сколько не смущает фальсификатора Гусейнова, который «гоняя воздух» называет со слов некой Шелале Гасановой, албанским армянский монастырь Гандзасар. Я в свою очередь спешу напомнить неучам, что ни один мало-мальски серьезный ученный такого предположения не высказывал. Более того в научно-академических кругах принадлежность монастыря армянской культуре ни разу не подвергалась сомнению (См. Якобсон А. Л. Из истории армянского средневекового зодчества Гадзасарский монастырь XIII в № 12).
Далее «мыслители» завели разговор о князе Хачена Гасан-Джалал Доле, которого также по аналогии, в месте с княжеством назвали албанским. Причем определяя княжество как албанское Гусейнов апеллирует к известному востоковеду И. Орбели, говоря мол тот подтверждает.
Действительно ученный говорит, что в титулатуре князей Хачена иногда встречается термин «Албания-Агванк». Однако «Резвый гусь» сознательно умалчивает о том, что к тому времени Албании как таковой не было ни то что в Арцахе, ее не существовало несколько веков даже в ее исконных границах т.е за Курой. Примечательно что сам Орбели отмечал что в составе потерявших реальное значение титулов термин «Албания-Агванк» был не актуальным и пережиточым, (См. И. Орбели, Указ, соч., с. 347).
Как отмечает И.П Петрушевский, Гасан-Джалал происходил из знатной армянской фамилии наследственных меликов округа Хачен в нагорной части Карабага, населенной армянами, (См. Петрушевский И. П. Очерки по истории феодальных отношений в Азербайджане и Армении в XVI – начале XIX вв..стр 28.). Ему вторит и авторитетнейшая в области региона энциклопедия «Ираника».
А. Якобсон сообщает , что княжество Хачен находилось на территории Аррана, но термин этот является лишь топонимом и указание на этнос отнюдь не содержит. Армянином был и ктитор Гандзасарского монастыря Гасан Джалал (Якобсон А. Л. Из истории армянского средневекового зодчества (Гандзасарский монастырь XIII в.) стр447)
А вот что пишет о князе его современник Киракос Гандзакеци : великий ишхан Хачена и областей Арцаха Гасан, которого ласково называли Джалалом — муж благочестивый, богобоязненный и скромный, армянин по происхождению
Теперь о Хачене. Помимо выше приведенных источников указывающих Хачен как армянское княжество, об этом говорит и ряд других источников. Все тот эже А.Якобсон говорит: коренное население Хачена—в древности, как и в эпоху строительства храма (Гандзасара, прим. Мое), а также позднее, по сообщению современников, было именно армянским (См.Якобсон А. Л. Из истории армянского средневекового зодчества (Гандзасарский монастырь XIII в.) стр447) Это же говорит и Роберт Хьюнсен (См. RHewsen, Armenia: стр-ца 72.) и авторитетная энциклопедия «Британика».
Проще говоря в мировой научной среде сложилось твердое мнение, что Гасан-Джалаляны являлись армянским родом, а сам Хачен армянским княжеством и эта прописная истина о которой окромя неучей из Азербайджана известно всем. Сами же попытки фальсификации истории со стороны азербайджанцев нещадно критикуются научным сообществом. В частности В. Шнирельман писал:
В 1970-е гг. азербайджанские историки перешли от замалчивания к присвоению армянского исторического наследия. Средневековое княжество Хачен в одночасье стало «албанским», а принадлежавший ему Гандзасарский монастырь был объявлен «памятником культуры и религии Кавказской Албании» (Геюшев, 197За; 19736). В 1986 г. в Баку в популярной серии «Памятники материальной культуры Азербайджана» была опубликована брошюра, где Хаченское княжество и Гандзасарский монастырь представлялись безусловным историческим наследием Кавказской Албании на том основании, что местные католикосы отождествляли себя с особой Албанской церковью (Геюшев, 1986. С. 7-8; Геюшев, Ахадов, 1991. С. 85. См. также Ахундов, Ахундов, 1983. С. 9-10; 1986. С. ПО; Ахундов, 1986. С. 224—229). В то же время, авторы этих публикаций умалчивали о том, что храм являлся типичным образцом армянского зодчества X—XIII вв., что в нем сохранились многочисленные армянские надписи (11), что никакого Албанского государства в ту эпоху уже давно не существовало и что правитель Хаченского княжества назывался в источниках армянским князем. Что же касается названия «Албанская церковь», то оно, как указывали специалисты, лишь отражало консервативность церковной традиции (Якобсон, 1977; 1984. С. 146—147; Улубабян, 1981а; 1988. С. 86-87, 89). (См. В. Шнирельман Войны памяти: мифы, идентичность и политика в Закавказье стр-ца 212)
В конце своего пассажа Ризван «Резвый гусь» Гусейнов призывает ЮНЕСКО принять меры дабы спасти «албанские» монастыри. Странно право слышать это из уст представителя народа, который во время Карабахской войны сознательно подвергая бомбардировке Ганзасарский монастырь, .
Да и какие такие «албанские» монастыри просит защитить Гусейнов? Я, так же как и ЮНЕСКО знать не знаю ни о каких «албанских» монастырях. Напротив, на официальном сайте ЮНЕСКО написано, что Санаин относится к армянской религиозной архитектуре. А вот Гандзасар к сожалению в списке Всемирного наследия ЮНЕСКО отсутствует. Однако не смотря на это у Гусейнова монастырь в списке числится. Словом, отсутствие знаний в области истории, архитектуры и делов насущных, азербайджанским автором просто поражает. Но это проблема его семьи, не сумевшей дать достойное образование своему чаду. Нам же, армянам, лишь остается сказать спасибо «Резвому Гусю» Гусейнову так переживающего за армянскую святыню и заверить, что рано или поздно, он как шедевр армянской архитектуры непременно появится в списке ЮНЕСКО.
Ну а пока Шарль Диль, профессор истории в Сорбоне, включил Гандзасар в список пяти шедевров армянского монументального искусства, которые вошли в сокровищницу мирового зодчества (См. Diehl, Charles, Bell, Harold (translation). Byzantine Portraits. New York: Alfred A. Knopf, 1927, стр. 43)
misinformative