Лоббистские усилия Азербайджана: по поручению деспота
«Правительство президента Ильхама Алиева хочет придать бывшей советской республике блестящий и демократический имидж. Советник президента Али Хасанов говорит: «Мы хотим богатства королевств Персидского залива и открытости европейских стран», — цитирует Ирена Бюшлеб в материале для Neue Zürcher Zeitung. «Однако он признает, что страна еще не достигла высшей ступени демократии», — продолжает она. По ее словам, прогресса в этой области практически нет. Наблюдатели ждут реформ, однако оппозиция и критически настроенные СМИ, а также независимые мусульманские духовные лица и гражданские активисты находятся на маргинальном положении. Правительство создает видимость гражданского общества при помощи формально независимых организаций.
Тем не менее, продолжает Бюшлеб, западноевропейские и американские политики периодически положительно отзываются о демократическом развитии страны, что можно расценить как результат успешного лоббирования. Пиар ведется для того, «чтобы найти инвесторов в инфраструктуру страны. Нефтяной бум подходит к концу, а профессиональной компетенции для создания промышленности вне нефтяной отрасли не хватает». Кроме того, по словам Бюшлеб, дело в «хрупкой национальной идентичности Азербайджана, получившего независимость всего 20 лет тому назад, находящегося в сложной геостратегической ситуации между Россией и Ираном» и отягощенного неразрешенным конфликтом вокруг Нагорного Карабаха.
Помимо этого, «положительный имидж за рубежом помогает легитимировать авторитарную политику по отношению к собственному населению», продолжает Бишлеб. Над этим работают как западные пиар-агентства, так и такие азербайджанские фирмы, как «Европейское общество Азербайджана» (TEAS), устраивающее для европейских политиков, журналистов и знаменитостей увеселительные мероприятия вроде вечеров с участием азербайджанского джазового пианиста Исфара Сарабского.
По данным директора независимого агентства новостей «Туран» Мехмана Алиева и International Crisis Group, Кямаледдин Гейдаров, отец генерального директора TEAS, — один из самых богатых бизнесменов Азербайджана и один из наиболее могущественных министров страны. Министру чрезвычайных ситуаций принадлежит холдинг «Гилан». На сайте аффилированной компании UEI, действующей на международном уровне, TEAS обозначена как дочерняя компания.
«Совет Европы в Страсбурге считается местом сбора лоббистов», — пишет Бюшлеб. Так, депутат Совета от Люксембурга Анна Брассер подтвердила, что была приглашена на празднование 20-летней годовщины независимости Азербайджана за счет правительства, но отказалась от поездки, поскольку входит в комитет по контролю соблюдения прав человека в странах, недавно получивших место в Совете Европы. Другие депутаты, по словам Бюшлеб, по-видимому, не столь щепетильны: так, например, четыре западноевропейских политика назвали формальный референдум 2009 года, на котором Алиеву разрешили повторно баллотироваться в президенты после двух сроков, выражением «воли азербайджанского народа к стабильности», хотя Еврокомиссия определила его как регресс демократического развития страны.
Матьяс Йорзи, депутат Совета Европы от Венгрии, говорит, что обвинения в лоббистской деятельности постоянно возникают, однако проверки по этому поводу не проводятся, а Россия, Азербайджан и даже его заклятый враг Армения поддерживают друг друга в этих усилиях.
В результате, по словам руководителя партии «Народный фронт» Али Каримли и оппозиционного политика Мурада Гассанли, Совет Европы потерял уважение населения. «До принятия Азербайджана в состав Совета Европы существовала надежда, что вступление вынудит правительство провести демократические реформы. Однако стандарты Совета Европы так и не были претворены в жизнь», и имидж Запада пострадал.
Некоторые наблюдатели, пишет Бюшлеб, опасаются радикализации оппозиции. «До сих пор азербайджанцы, в основном шииты, считались умеренными мусульманами. Однако в течение многих лет проповедники из Ирана, Турции, Саудовской Аравии и Северного Кавказа пытаются распространять более строгие и консервативные формы ислама. Единственный иностранный телеканал, критикующий правительство, вещает из Ирана. Не исключено, что радикальные религиозные и политические идеи найдут более широкое распространение, особенно если социальное положение широких слоев населения не улучшится после довольно скорого конца нефтяного бума», — предупреждает Бюшлеб.
Источник: Neue Zürcher Zeitung